Журнал Рукодельница – ваш надежный источник вдохновения и полезных советов для рукоделия. Откройте для себя мастер-классы, советы по вязанию, шитью и другим видам творчества. Присоединяйтесь к нашему сообществу рукодельниц!
Раскладка деталей будущего изделия на ткани — тонкое искусство, которым может овладеть любой желающий. Наше руководство поможет вам справиться с самыми сложными аспектами!
Огромная благодарность автору: Ника Бажанова.
Далее слова автора:
ПОДГОТОВКА К РАСКРОЮ
Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов — например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.
ДОЛЕВАЯ НИТЬ
Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам.
На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику — если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАСКЛАДКИ ВЫКРОЙКИ НА ТКАНИ
Самый главный принцип — раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной. Это значит, что вы должны найти оптимальное расположение деталей на ткани, оставляя минимальное количество пустот между ними с учетом припусков. Такие пустоты называются межлекальными выпадами, и ваша задача — минимизировать межлекальные потери ткани.
Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны и т. д. раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.
Следующий важный этап — анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.
ОДНОТОННЫЕ ТКАНИ
Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.
ТКАНИ С РИСУНКОМ
Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.
Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.
Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.
Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.
ТКАНИ В ПОЛОСКУ
Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.
Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.
ТКАНИ В КЛЕТКУ
Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.
Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя, поэтому подробнее ознакомиться с различными тонкостями этой задачи вы можете в отдельном материале ЗАВТРА.
ТКАНИ С ВОРСОМ
При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.
Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАСКЛАДОК ВЫКРОЙКИ НА ТКАНИ
Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.
ПРОДОЛЬНЫЙ СГИБ
В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.
ПОПЕРЕЧНЫЙ СГИБ
Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.
ЧАСТИЧНЫЙ СГИБ
Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.
В ДВА СГИБА
В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.
В РАЗВОРОТ
Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифон) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.
Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять — ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!
После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером.
Далее нанесите припуски на обработку — по 1,5 см, по низу деталей — 3−4 см и отметьте все контрольные линии.
Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно — куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом!