Журнал Рукодельница – ваш надежный источник вдохновения и полезных советов для рукоделия. Откройте для себя мастер-классы, советы по вязанию, шитью и другим видам творчества. Присоединяйтесь к нашему сообществу рукодельниц!
Я не считаю себя человеком/вязальщицей, способной чему-то научить других — бороду не отрастила, седина не во всю голову, книгу не издала 🙂
Но очень часто, как только я выкладываю новый свитер, в личку прилетают вопросы по той или иной технике вязания жаккарда. Один из самых распространенных — как избежать смещения узора при круговом вязании.
Обычно я отвечаю, что смещение узора — суть техническая особенность кругового вязания жаккарда, и я, что называется, не задумываюсь над этим вопросом. После такого ответа собеседник резко замолкает 🙂 и даже, наверное, теряется.
Такая позиция нуждается, я думаю, в некотором пояснении…
Я вяжу более двадцати пяти лет, и начиналось это, как и у многих, во времена советского дефицита. Желание связать вещь так, чтобы она была максимально похожа на магазинную, набило не то что оскомину, а огроменную мозоль. Сейчас вроде бы можно все купить, в том числе и брендовые вязаные вещи, но вязальщиц тряхнуло в другую сторону — связать так, чтобы вещь была максимально похожа на дизайнерскую.
Как мне кажется, все это не от хорошей жизни, а от бедности — материальной ли, вещной — неважно.
И то, и другое я уже, надеюсь, переросла. Я готова себе даже на лоб наклеить бирку «хэндмейд», и резко перед каким-нибудь прохожим сдвигать длиннющую челку — чтобы увидел и испугался 🙂 Мне ближе позиция Европы, Запада, настаивающих на том, что по вещи ручной работы должно быть видно, что она — ручной работы.
Но! Поскольку вопрос о смещении узора, как показала практика, очень актуален для стремящихся к идеальной идеальности вязальщиц, покажу, что делаю я в том случае, если свитер мне хочется не просто связать, но еще и отлакировать метелочкой из павлиньих перьев, выкрашенных во все цвета радуги 🙂
Уточню, что в сети есть мастер-классы, позволяющие отредактировать смещение узора при смене ряда еще в процессе вязания. Когда я озадачилась этой темой — после, наверное, десятого сообщения с таким вопросом — поняла, что, помимо внутреннего протеста против «сделать так, чтобы было не видно, что вязали», есть еще и момент технический — убавки горловины при вязании реглана и формирование ростка. В общем, не подходили они мне 🙂
Поэтому такой первый мини мастер-класс о том, как исправить смещение узора на уже готовой работе.
Для примера я взяла свой свитер с овечками — там хорошо видно, что мордочка у овечки съехала на сторону от удивления при смене ряда 🙂
Что понадобится: вязальная игла, нить цвета жаккарда либо основного полотна. Собственно, сам свитер.
Работаем мы с таким смещением:
1. Заправим нить в иглу, оставив равные хвостики с двух сторон, сантиметров по пятнадцать. Введем иглу в вязаное полотно с лицевой стороны, захватив три петли смещения и по одной с каждой стороны дополнительно. Захватываем петли в одном ряду — те самые, которые сместились при смене ряда.
Получается так:
Хвостики выводим на разные стороны от места работы — справа и слева, в одну нить.
2. Начинаем работать с одной из сторон. Аккуратно, не натягивая нить, но выравнивая ее так, чтобы петли оказались на одном уровне, иглу с правым хвостиком проводим через протяжку верхнего ряда (работаем только с лицевой стороны), и подхватываем те же самые пять петель (три смещения плюс две дополнительные) в ряду сверху. Еще раз повторю — нить не натягиваем, иначе петли съедут не только относительно «верх-низ», но и относительно «право-лево». Теперь обе нити у нас с одной стороны — слева.
Повторяем рабочей нитью раппорт еще раз — нить в протяжку верхнего ряда, захватываем пять петель (все по лицевой стороне), выводим нить на правую сторону.
У меня смещение узора — в четырех рядах, поэтому эту операцию я проделываю четыре раза.
Теперь мордочка у нашей овечки «опоясана» нитью, выставляющей каждый из смещенных рядов на один уровень.
3. Проделываем все то же самое с нитью, оставшейся слева — иглу с нитью в протяжку верхнего ряда, провести иглу с нитью под пятью петлями (три смещенного узора плюс две дополнительные), вывести справа, опять в протяжку, и повторить. Нить не натягивается, но свободно выравнивает петли.
4. По окончании всех операций я подправляю узор, следя, чтобы не было смещения петель, и закрепляю нити на изнаночной стороне так, как обычно.
В результате получается отсутствие наличия смещения.
Было так:
Результат такой: